ПрохороваОльга Борисовнаучитель-логопед учитель-дефектолог коррекционный педагогhttp://logoped-defectolog.narod2.ru |
ГБОУ начальная школа-детский сад № 1853 компенсирующего видаЛогопед-дефектологАдрес: город Зеленоград Телефон: 8-916-214-03-05 E-mail: prohorova-logo@yandex.ru |
Обратная связь |
Нормы речевого развития От первого крика к первым словам ребенок приходит не сразу. Он должен сначала успешно преодолеть доречевой (или предречевой) период развития речи. Переход маленького человека к речевой стадии происходит где-то от восьми до восемнадцати месяцев, причем во многом это зависит от социальных факторов и правильного поведения родителей, их умения общаться с ним. Обычно произнесению первых слов предшествует 5—6 месяцев «понимания», накопления пассивного словаря, в котором будет уже 50—100 слов. Когда же малыш произнесет свои первые слова, можно будет проверить, что еще он знает по реакции на просьбы: «Принеси мячик», «Положи ложечку», «Где бабушка?», «Где глазки?». 1 месяц Ребенок кричит, реагирует на шумы. Отличает голос своей матери от других голосов. Где-то на шестой день начинает повторять выражения ее лица. Крик приобретает эмоциональный оттенок. К концу месяца кроха начинает издавать разные звуки. 2 месяца Младенец улыбается при общении. Поворачивает голову на голос. По-своему реагирует на звон колокольчика, например, вздрагивая, начиная плакать или затихая. Эмоциональные реакции становятся более определенными. На обращение к нему отвечает звукосочетаниями типа ай, ехе, ля, гу — это гуление. 3 месяцаРебенок оживляется при общении со взрослыми. Может улавливать направление звука, поворачивает в его сторону голову. Музыка и ваш голос вызывают у него положительные эмоции. Смотрит в сторону, откуда доносится звук. Некоторые дети в этом возрасте уже узнают маму, другие визжат от восторга, увидев что-нибудь неожиданно. 4 месяцаГуление становится более длительным. Иногда ребенок громко смеется. Смотрит в лицо, отвечает улыбкой на улыбку. Крики модулируются, дыхание и выкрики разделяются. 5 месяцевЧеткое улавливание направления звука, певучее гуление. Появление гортанных звуков. Может выражать неудовольствие хныканьем или визжать от восторга. Отлично узнает мать. Звуки принимают окраску звуков родного языка, появляются губные и дрожащие. Услышав музыку, ребенок затихает, прислушивается. 6 месяцев Время лепета — кроха делает первые попытки произносить слоги. Если гуление — это звуки, напоминающие гласные, то лепет представляет собой сочетания звуков, скорее похожих на комбинации согласный+гласный (ма-ма-ма, бе-бе, гу-гу-гу, да-да-да, ньда-ньда, эххъ, дьяый-дьяый). О гласных и согласных здесь, конечно, можно говорить лишь условно. Звуковые комплексы никак не связаны со смыслом. Малыш тренирует свой речевой аппарат: находит один-два звука и повторяет их в одном и том же сочетании снова и снова. Ошибка многих родителей в том, что они принимают эти сочетания за первые слова, хотя на самом деле детское лепетание совершенно непроизвольно. Когда же появятся первые слова, ребенок будет учиться контролировать произносимые звуки, чтобы они соответствовали акустическим образам, которые передают ему взрослые. 7 месяцевУ ребенка формируется готовность к совместной игровой деятельности. Движения имеют определенный эмоциональный оттенок: тянется с рук на руки, протягивает руки маме и знакомым. Различает чужих и своих людей. Произносит отчетливые слоги с разными звуками, интонируя их по-разному. Откликается на зов. Сформировано уже около 4-х звуков. 8 месяцевКарапуз произносит гласные и согласные звуки, повторяет одинаковые слоги, например, ба-ба, ма-ма, па-па. Интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему. С интересом наблюдает за действиями родителей. Количество отчетливо артикулируемых слогов и звуков постоянно растет. 9 месяцев Малыш учится общению с помощью жестов: игра в «ладушки», «до свидания», «дай ручки». Любит играть в прятки. Различает различные настроения близких. Произносит последовательности из 4-х слогов. Повторяет простые действия. 10 месяцевПовторяет за взрослым звуки и слоги. Находит спрятанную игрушку. 11 месяцевИспользует для общения лепет. Понимает слово «нельзя», но не всегда реагирует на него. 12 месяцевГодовалый малыш понимает простые просьбы, дополняемые жестом. Выполняет простые требования. Во время игры приносит названную игрушку. Показывает разученные сюжетные действия: покачай лялю, покажи у кисы глазки. Может сам держать карандаш. 15 месяцев (1 год 3 мес)Словарный запас у ребенка увеличивается до 6 слов. Начинает понимать простые просьбы, не сопровождающиеся жестом. 18 месяцев (1 год 6 мес)Показывает, если попросить, одну из частей тела. Словарный запас — 7—25 слов. 21 месяц (1 год 8 мес)Показывает разные (три) части тела. В то же время кроха вступает в фазу двухсловных предложений. Словарный запас — около 30 слов. 24 месяца (2 года)Словарный запас такого взрослого человека минимум 50 слов. Чадо понимает двухэтапную просьбу, начинает активно использовать предложения из двух слов: «Носок снять», «Дай молоко», «Папе чай». Уже появляется определенный порядок слов, например, ребенок, показывая на предмет, уже не скажет: «Собака, смотри», а сформулирует правильно: «Смотри, собака». 30 месяцев (2,5 года)Малыш адекватно использует местоимения «я», «ты», «мне». Понимает разницу между словами «большой» и «маленький», происходит активное освоение грамматики (ребенок осваивает падежи, глагольные времена). Причем вначале он использует самые значимые слова в предложении, опуская, например, второстепенные предлоги. Это явление в западной литературе получило название «телеграфной речи». 36 месяцев ( 3 года)Словарный запас вашего малыша до 250 слов и выше. Он уже общается предложениями из трех слов. Использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа «положи кубик под чашку». Может показать, какая линия из трех самая длинная. 40 месяцев ( 4 года)В возрасте 4 лет у ребенка заканчивается овладение грамматикой родного языка. В разговоре он использует 10—15 вариантов предложений. Может рассказать о себе. Словарь составляет от 250 до 3000 слов. На это время приходится пик «речи для себя» — эгоцентрической речи. Малыш разговаривает сам с собой, комментирует свои действия и, прислушавшись, можно заметить последовательность-непоследовательность в его мыслях. Что касается произнесения слов, то до трех-четырех лет в речи ребенка можно считать допустимыми (физиологическими) следующие неправильности, искажения: Обычно перечисленные нарушения практически исчезают к 4—5 годам. Срок вышел? Тем не менее, прежде чем обратиться за советом к врачу, родители должны исключить причины, которые не требуют обращения к специалисту: - соседский ребенок развивается по-другому, сравнение с ним не в пользу вашего - «неблагоприятные условия для развития малыша»: отсутствие развивающей среды, мало общения. В таком варианте даже здоровый ребенок будет отставать; - наследственный фактор (расспросите маму и бабушку о своем собственном развитии, если все в семье начинают поздно говорить, то и наследник, скорее всего, не будет исключением); - темперамент (возможно, ваш ребенок никогда не будет визжать от восторга, да и вообще он неразговорчив); - малыш растет в двуязычной семье, тогда он может отставать немного в речевом развитии (ведь ему нужно усвоить сразу два языка). Чтобы ему было проще, желательно, чтобы каждый человек использовал в обращении к нему всегда только один язык. Если это возможно, то и с другими людьми тоже желательно говорить на этом же языке. В таком случае малыш быстрее осознает различие между двумя языками, на которых с ним общаются. Между собой родители могут общаться на разных языках, со временем ребенок поймет, что он и сам может также. Но до трех-четырех лет облегчите крохе жизнь. Говорите при нем четко и «не перескакивайте с языка на язык». Если это невозможно, используйте «ритуал перехода»: предупреждайте, например: «сейчас мы будем говорить по-английски», а когда закончите, «а сейчас мы будем говорить по-русски».
|
Здесь будут размещены наиболее частые вопросы от родителей... |
Многочисленные дефекты речи у взрослых людей свидетельствуют о нерешённых проблемах в детском возрасте. Решать их нужно профессионально, своевременно и систематично с помощью логопеда дефектолога. Родители всегда поймут своего ребёнка, а остальные? Так и разрастается ком проблем: коммуникация со сверстниками, правописание и др. Если ребенок неправильно произносит звуки, это неизбежно отразится в написании слов. Поэтому все нарушения звукопроизношения необходимо исправить до начала обучения грамоте. Иначе возникнут нарушения письма и чтения, такие как дисграфия и дислексия. А это исправить будет уже сложнее. Зачастую речевые проблемы связаны с проблемами психологическими, а наличие речевых проблем порождает проблемы психологические. Лучше вовремя помочь ребёнку, а не усложнять жизнь ему и себе! В логопедической работе используются традиционные и новейшие методики коррекции речевых нарушений:
Основные направления логопедической работы:
|
© logoped-defectolog |