Прохорова

Ольга Борисовна

учитель-логопед  учитель-дефектолог коррекционный педагог

  

http://logoped-defectolog.narod2.ru

ГБОУ начальная школа-детский сад № 1853 компенсирующего вида

Логопед-дефектолог

Адрес: город Зеленоград


Телефон: 8-916-214-03-05

E-mail: prohorova-logo@yandex.ru

Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

Нормы речевого развития

   От первого крика к первым словам ребенок приходит не сразу. Он должен сначала успешно преодолеть доречевой (или предречевой) период развития речи. Переход маленького человека к речевой стадии происходит где-то от восьми до восемнадцати месяцев, причем во многом это зависит от социальных факторов и правильного поведения родителей, их умения общаться с ним. Обычно произнесению первых слов предшествует 5—6 месяцев «понимания», накопления пассивного словаря, в котором будет уже 50—100 слов. Когда же малыш произнесет свои первые слова, можно будет проверить, что еще он знает по реакции на просьбы: «Принеси мячик», «Положи ложечку», «Где бабушка?», «Где глазки?».
    В ранний период формирования речи точно оценить словарный запас ребенка очень сложно. Поэтому оценки можно ставить только приблизительные. В среднем к году малыш произносит два-три слова, а в период от 18 до 24 месяцев жизни словарь крохи достигает объема 25—90 слов.
    Малыш может отстать от «нормы» в результате стресса: например, болезни, переезда и прочего, но впоследствии он наверстывает упущенное. Если же «отставание» стабильное, это без внимания оставлять нельзя! Обязательно проконсультируйтесь с врачом. Возможно, дело в нарушениях нервной системы или родовой травме. Нужно обязательно принять меры, ведь чем раньше выявлены причины отставания и начата коррекция, тем легче наверстывать!
    Далее мы расскажем, как в среднем малыш движется в своем разговорном развитии. Плюс-минус один-два месяца — допустимые отклонения, но отставание не должно быть постоянным.

1 месяц     

Ребенок кричит, реагирует на шумы. Отличает голос своей матери от других голосов. Где-то на шестой день начинает повторять выражения ее лица. Крик приобретает эмоциональный оттенок. К концу месяца кроха начинает издавать разные звуки.

2 месяца    

    Младенец улыбается при общении. Поворачивает голову на голос. По-своему реагирует на звон колокольчика, например, вздрагивая, начиная плакать или затихая. Эмоциональные реакции становятся более определенными. На обращение к нему отвечает звукосочетаниями типа ай, ехе, ля, гу — это гуление.
    Сначала ребенок произносит гласные: «о», «а», «е», «у». Потом добавляются гортанные. Получается «гуу-гуу», «аагуу-аагуу». Малыш начинает понимать, какие комбинации горла, губ и языка позволяют произносить различные звуки. Характер и продолжительность гуления зависят от реакции матери. Если она положительно реагирует на издаваемые ребенком звуки, гуление усиливается, приобретает все более эмоциональный характер.

3 месяца    

    Ребенок оживляется при общении со взрослыми. Может улавливать направление звука, поворачивает в его сторону голову. Музыка и ваш голос вызывают у него положительные эмоции. Смотрит в сторону, откуда доносится звук. Некоторые дети в этом возрасте уже узнают маму, другие визжат от восторга, увидев что-нибудь неожиданно.

4 месяца    

    Гуление становится более длительным. Иногда ребенок громко смеется. Смотрит в лицо, отвечает улыбкой на улыбку. Крики модулируются, дыхание и выкрики разделяются.

5 месяцев    

    Четкое улавливание направления звука, певучее гуление. Появление гортанных звуков. Может выражать неудовольствие хныканьем или визжать от восторга. Отлично узнает мать. Звуки принимают окраску звуков родного языка, появляются губные и дрожащие. Услышав музыку, ребенок затихает, прислушивается.

6 месяцев    

    Время лепета — кроха делает первые попытки произносить слоги. Если гуление — это звуки, напоминающие гласные, то лепет представляет собой сочетания звуков, скорее похожих на комбинации согласный+гласный (ма-ма-ма, бе-бе, гу-гу-гу, да-да-да, ньда-ньда, эххъ, дьяый-дьяый). О гласных и согласных здесь, конечно, можно говорить лишь условно. Звуковые комплексы никак не связаны со смыслом. Малыш тренирует свой речевой аппарат: находит один-два звука и повторяет их в одном и том же сочетании снова и снова. Ошибка многих родителей в том, что они принимают эти сочетания за первые слова, хотя на самом деле детское лепетание совершенно непроизвольно. Когда же появятся первые слова, ребенок будет учиться контролировать произносимые звуки, чтобы они соответствовали акустическим образам, которые передают ему взрослые.
    Эмоциональные проявления в полгода более разнообразны. Малыш начинает отыскивать глазами те предметы и тех людей, которые называет мама. Реагирует звукоподобной речью на дружелюбное обращение. Радостно оживляется, если видит, что его собираются взять на руки.

7 месяцев   

    У ребенка формируется готовность к совместной игровой деятельности. Движения имеют определенный эмоциональный оттенок: тянется с рук на руки, протягивает руки маме и знакомым. Различает чужих и своих людей. Произносит отчетливые слоги с разными звуками, интонируя их по-разному. Откликается на зов. Сформировано уже около 4-х звуков.

8 месяцев    

    Карапуз произносит гласные и согласные звуки, повторяет одинаковые слоги, например, ба-ба, ма-ма, па-па. Интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему. С интересом наблюдает за действиями родителей. Количество отчетливо артикулируемых слогов и звуков постоянно растет.

9 месяцев    

    Малыш учится общению с помощью жестов: игра в «ладушки», «до свидания», «дай ручки». Любит играть в прятки. Различает различные настроения близких. Произносит последовательности из 4-х слогов. Повторяет простые действия.
    Имеет большой пассивный словарный запас, глазами следит за названным предметом. Знает свое имя, оборачивается на зов, «возражает», если вы забираете у него игрушку.

10 месяцев

   Повторяет за взрослым звуки и слоги. Находит спрятанную игрушку.

11 месяцев    

    Использует для общения лепет. Понимает слово «нельзя», но не всегда реагирует на него.

12 месяцев   

    Годовалый малыш понимает простые просьбы, дополняемые жестом. Выполняет простые требования. Во время игры приносит названную игрушку. Показывает разученные сюжетные действия: покачай лялю, покажи у кисы глазки. Может сам держать карандаш.

15 месяцев     (1 год 3 мес)

    Словарный запас у ребенка увеличивается до 6 слов. Начинает понимать простые просьбы, не сопровождающиеся жестом.

18 месяцев     (1 год  6 мес)

    Показывает, если попросить, одну из частей тела. Словарный запас — 7—25 слов.

21 месяц     (1 год  8 мес)

    Показывает разные (три) части тела. В то же время кроха вступает в фазу двухсловных предложений. Словарный запас — около 30 слов.

24 месяца    (2 года)

    Словарный запас такого взрослого человека минимум 50 слов. Чадо понимает двухэтапную просьбу, начинает активно использовать предложения из двух слов: «Носок снять», «Дай молоко», «Папе чай». Уже появляется определенный порядок слов, например, ребенок, показывая на предмет, уже не скажет: «Собака, смотри», а сформулирует правильно: «Смотри, собака».

30 месяцев   (2,5 года)

    Малыш адекватно использует местоимения «я», «ты», «мне». Понимает разницу между словами «большой» и «маленький», происходит активное освоение грамматики (ребенок осваивает падежи, глагольные времена). Причем вначале он использует самые значимые слова в предложении, опуская, например, второстепенные предлоги. Это явление в западной литературе получило название «телеграфной речи».

36 месяцев     ( 3 года)

    Словарный запас вашего малыша до 250 слов и выше. Он уже общается предложениями из трех слов. Использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа «положи кубик под чашку». Может показать, какая линия из трех самая длинная.

40 месяцев     ( 4 года)

    В возрасте 4 лет у ребенка заканчивается овладение грамматикой родного языка. В разговоре он использует 10—15 вариантов предложений. Может рассказать о себе. Словарь составляет от 250 до 3000 слов. На это время приходится пик «речи для себя» — эгоцентрической речи. Малыш разговаривает сам с собой, комментирует свои действия и, прислушавшись, можно заметить последовательность-непоследовательность в его мыслях.

   Что касается произнесения слов, то до трех-четырех лет в речи ребенка можно считать допустимыми (физиологическими) следующие неправильности, искажения:
    смягченность (ребенок говорит «масинька» вместо «машинка», «носька» вместо ножка)
    отсутствие и замена шипящих звуков «ш», «щ», «ч», «ж» («косетька» вместо «кошечка», «лосядка» вместо «лошадка»)
    отсутствие звука «р», его замена на звуки «л», «ль», «в», «й» («каова» вместо «корова», «от» вместо «рот», «лак» вместо «рак», «лямаска» вместо «ромашка», «йыба» вместо «рыба»)
    замены звуков «к» и «г» на звуки «т» и «д» («тапля» вместо «капля», «дусь» вместо «гусь»)
    замены звонких звуков глухими («сайка» вместо «зайка»)
    смягчение произнесения звука «л», его замена на «й» («кальбаска» вместо «колбаска», «туй» вместо «стул»)
    пропуск трудных звуков при сочетании согласных («мачик» вместо «мальчик»)
    сокращение длинных, незнакомых слов («ампитура» вместо «температура»)
    перестановка звуков или целых слогов («пыселос» вместо «пылесос»).

   Обычно перечисленные нарушения практически исчезают к 4—5 годам. Срок вышел? Тем не менее, прежде чем обратиться за советом к врачу, родители должны исключить причины, которые не требуют обращения к специалисту:
   

    - соседский ребенок развивается по-другому, сравнение с ним не в пользу вашего

    -  «неблагоприятные условия для развития малыша»: отсутствие развивающей среды, мало общения. В таком варианте даже здоровый ребенок будет отставать;   

   -  наследственный фактор (расспросите маму и бабушку о своем собственном развитии, если все в семье начинают поздно говорить, то и наследник, скорее всего, не будет исключением);   

   - темперамент (возможно, ваш ребенок никогда не будет визжать от восторга, да и вообще он неразговорчив);   

   - малыш растет в двуязычной семье, тогда он может отставать немного в речевом развитии (ведь ему нужно усвоить сразу два языка). Чтобы ему было проще, желательно, чтобы каждый человек использовал в обращении к нему всегда только один язык. Если это возможно, то и с другими людьми тоже желательно говорить на этом же языке. В таком случае малыш быстрее осознает различие между двумя языками, на которых с ним общаются. Между собой родители могут общаться на разных языках, со временем ребенок поймет, что он и сам может также. Но до трех-четырех лет облегчите крохе жизнь. Говорите при нем четко и «не перескакивайте с языка на язык». Если это невозможно, используйте «ритуал перехода»: предупреждайте, например: «сейчас мы будем говорить по-английски», а когда закончите, «а сейчас мы будем говорить по-русски».    

   Консультация специалиста нужна, если:
    к концу первого месяца вы ни разу не слышали, чтобы ребенок кричал перед кормлением
   

    к концу четвертого месяца малыш не улыбается, если с ним заговаривают
   

   к концу шестого месяца не произносит отдельные звуки или слоги
   

   к концу седьмого месяца не пытается привлечь к себе внимание какими-либо звуками
   

   к концу девятого месяца не пытается повторять за взрослым различные звукосочетания
   

   к году не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы, не прислушивается к музыке
   

   в год и 3 месяца не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа»
   

   к одному году и восьмому месяцу не может произнести шести осмысленных слов
   

   к двум годам не показывает части тела, которые ему называет взрослый
   

   ритмы речи и дыхания ребенка не совпадают, когда он говорит, он словно задыхается
   

   малыш говорит очень торопливо и сбивчиво, проглатывая слоги и слова



 

Здесь будут размещены наиболее частые вопросы от родителей... 

 Многочисленные дефекты речи у взрослых людей свидетельствуют о   нерешённых проблемах в детском возрасте. Решать их нужно профессионально, своевременно и систематично с помощью логопеда дефектолога. Родители всегда поймут  своего ребёнка, а остальные? Так и разрастается ком проблем: коммуникация со сверстниками, правописание и др.  Если ребенок неправильно произносит звуки, это неизбежно отразится в написании слов. Поэтому все нарушения звукопроизношения необходимо исправить до начала обучения грамоте.  Иначе возникнут нарушения письма и чтения, такие как дисграфия и дислексия. А это исправить будет уже сложнее. Зачастую речевые проблемы связаны с проблемами психологическими, а наличие речевых проблем порождает проблемы психологические. Лучше вовремя помочь ребёнку, а не усложнять жизнь ему и себе!

В логопедической работе используются традиционные и новейшие методики коррекции речевых нарушений:

  • пальчиковая и артикуляционная гимнастика;
  • массаж мышц речевого аппарата;
  • методики по формированию фонематического слуха;
  • лексико-грамматические упражнения;
  • дыхательные упражнения.

Основные направления логопедической работы:

  • коррекция нарушения звукопроизношения и голоса (дислалия, дизартрия, ринолалия, фонетико-фонематические нарушения - ФФН);
  • коррекционная работа с неговорящими детьми;
  • коррекция нарушений письменной речи и чтения (дисграфия, дислексия);
  • развитие речи (общее недоразвитие речи – ОНР, задержка психического развития – ЗПР, задержка речевого развития – ЗРР, алалия);
  • подготовка детей к обучению в школе.

© logoped-defectolog

Бесплатный хостинг uCoz