Прохорова

Ольга Борисовна

учитель-логопед  учитель-дефектолог коррекционный педагог

  

http://logoped-defectolog.narod2.ru

ГБОУ начальная школа-детский сад № 1853 компенсирующего вида

Логопед-дефектолог

Адрес: город Зеленоград


Телефон: 8-916-214-03-05

E-mail: prohorova-logo@yandex.ru

Автор статьи Прохорова О.Б.

Развитие речевого общения, как основа профилактики отклонений поведения у умственно отсталых дошкольников с использованием  комплексно-игрового метода обучения

Усвоение правил общественного поведения, воспитание активности, самостоятельности, обучение средствам и видам вербального и невербального общения, необходимо для успешной реабилитации старших дошкольников с нарушением интеллекта, их последующей интеграции в социальную среду. Для предупреждения нарушений в поведении и школьной дезадаптации этих детей необходимо развивать их коммуникативную деятельность. Поэтому важно выявить имеющиеся трудности в общении, особенности эмоционально-личностных качеств дошкольников и определить методы коррекционно-развивающей работы.  Практика показывает, что эти коррекционно-развивающие задачи в работе учителя-логопеда легче решать с использованием игровых приемов обучения. Это проявляется в стремлении специалистов к поискам вариативных программ, в использовании новых методов обучения и воспитания [Е.А.Стребелева]. Изучение применения комплексного подхода с использованием игровых приемов при создании программ по развитию речи проводились в лаборатории развития речи НИИ дошкольного воспитания под руководством [Ф.А.Сохина]. Этой же проблемой занимались [Е.М.Струнина, О.С.Ушакова, А.И.Максимова, А.Г.Тумакова, А.И. Тамбовцева, А.И. Максаков]. В какой-то мере комплексный подход обозначен и [Г.А.Каше 1985г]. Игровые приемы предлагалось использовать при воспитании звуковой культуры речи у детей [М.Г. Генинг, Н.А.Герман, 1980; А.И. Максаков, А.Г.Тумакова, 1979; А.Г.Тумакова, 1983]. В пособии [Е.А.Пожиленко « Волшебный мир звуков и слов» ,1999г] представлены методические разработки логопедических занятий, в основе которых комплексно- игровой метод обучения.

Я работаю учителем логопедом в таком детском учреждении: начальная школа - детский сад компенсирующего вида,  в группе для детей со сложной структурой дефекта.

Проблемой наших исследований является изучение особенностей речевого развития у старших дошкольников с нарушением интеллекта и обоснование возможностей целенаправленной коррекции речи с помощью использования комплексно –  игрового метода обучения.

Как предмет исследований, рассматривается процесс разработки и апробирования комплексно-игрового метода, в коррекционном обучении по преодолению системного недоразвития речи  у детей 5-7 лет с нарушением интеллекта.

Цель работы: Теоретическое обоснование, разработка и использование комплексно-игрового метода в логопедической работе со старшими дошкольниками с нарушением интеллекта. Приоритетными задачами в работе выбрали: Формирование основных функций речи – фиксирующая, сопровождающая, познавательная, регулирующая, и коммуникативная.

Коррекционная работа проводилась на индивидуальных и подгрупповых занятиях логопеда. На индивидуальных занятиях велась работа по расширению объема понимания речи, по развитию моторики речевого аппарата,  реабилитации нарушенной слоговой структуры и звуконаполняемости  слов, развитии фонематического слуха, нормализации грамматического строя речи  с учетом возможностей каждого ребенка. Артикуляционные упражнения были связаны с определенной лексической темой, например « Птицы», «Звери» или игрой. На этапе автоматизации звуков в слогах реализовали комплексный метод, так как одновременно велась работа над развитием просодики и мимики. Дети вместе с логопедом перевоплощались  в героев сказок, зверят и т.д., и таким образом активизируются высшие психические функции, отрабатывается интонационная выразительность речи, укрепляется лицевая мускулатура. На подгрупповых занятиях дети со сходными речевыми нарушениями объединились. С ними проводилась работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связной речи. В каждое занятие по развитию  лексико-грамматических форм языка включались задания на формирование психофизической сферы детей. Это психогимнастика, релаксация, игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на развитие  внимания. Все задания объединяются одной лексической темой или сюжетом сказки. Последовательность ознакомления со звуками предлагается в соответствии с рекомендациями [Г.А.Каше1985] .Организационно-сюжетная основа комплексно-игровых занятий разнообразна. Это использование: сказочных сюжетов; акватерапии и пескотерапии ;элементов фольклора; логоритмических упражнений; воображаемых путешествий, экскурсий; литературных героев; элементов сюжетно-дидактической игры.

Алгоритм структуры комплексно-тематических занятий логопеда с использованием игровых приемов был предложен [Е.А.Пожиленко1999].

1. Организационный этап. Цель: Формирование эмоционального контакта с педагогом, введение в тему, коррекция психофизических функций. Содержание: Релаксационные, мимические упражнения, психогимнастика. Упражнения: «Ласковые имена»; « Теплое солнышко»; « Настроение гномов из сказки».

2. Сообщение темы. Цель: Направление внимания детей к изучаемому звуку или повторению знакомых звуков. Содержание: Создание игровой ситуации. «Разговор по телефону со сказочным героем»; « Встреча с игрушкой».

3.Характеристика звуков по артикуляции и акустическим признакам. Цель: Уточнить артикуляцию, познакомить с акустическими признаками звуков. Содержание: Упражнения: « Звуковая волна»; « Песенки звуков»; «Звукоподражания».

4.Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях. Цель: Развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия. Формирование просодических компонентов речи. Содержание: Игровые упражнения. « Поем песенку колокольчика» ; « С Вини-Пухом дети повторяют дразнилки» ; « С инопланетянами разговаривают на их языке».

5.Произношение звуков в словах. Цель: Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха. Уточнение и расширение лексического запаса. Содержание: Словесные игры. «Поймай слово»; «Раскрась радугу»; « Звуки на прогулке».

6. Ритмическая пауза. Цель: Снять усталость и напряжение; вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью. Содержание: Логоритмика. Имитация трудовых действий. Психогимнастика.

7. Работа над фразовой речью. Цель: Установление лексико-грамматических отношений между членами предложений. Актуализация активного словаря. Учить понимать и отгадывать загадки. Содержание: Коллективное сотрудничество с использованием демонстративных таблиц. Упражнения: « Путешествие в  страну звуков»; « Небывальщина»; « Слово к  слову».

8.Произношение звука в связной речи. Цель: Формирование у детей процессов словообразования. Стимулирование использования детьми знакомых и новых речевых конструкций. Содержание: Закрепить интерес к сказкам, воспитывать воображение, умение продолжать сказку по ее началу. Учить придумывать рассказы по наглядной модели-схеме.  Темы игровых заданий: « Зоопарк»; « Мишуткины именины»; « У нас в гостях три поросенка».

9.Обучение элементам грамоты. Цель: Познакомить со звукобуквенным анализом слова. Учить детей соотносить звук со зрительным образом буквы. Учить детей ориентироваться на листе бумаги. Содержание: Игровые упражнения: «Чей поезд длиннее?»;  « Пропавший звук»; « Поймай слово». Стихи о буквах из книги  [  В.В.Волиной 1991], « Занимательное азбуковедение». Использование таблиц  , в которых буквы находятся в геометрических фигурах из книги [ Г.А. Ткаченко 1999 ] « В первый класс без дефектов речи».

10. Итог занятия. Цель: Определить результативность занятия. Создание положительной эмоциональной оценки. Содержание: Сюрпризные моменты. Это может быть угощение; вручение медалей; песенка в подарок. Оформление выставки работ. Создание мини-зоопарка. Театрализованные игры.

Коррекционно-развивающая работа логопеда делится на блоки.

Первый блок – занятия. В него входит система комплексно-тематических занятий.

Второй блок – совместная деятельность. В него входит: Дидактические игры; сюжетно-ролевые игры; чтение художественной литературы; упражнения на релаксацию; логические упражнения; составление схем – напоминаний; алгоритмов; загадок ; изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм; неделя классической моды «Салон от Юдашкина»; развивающая игра « Джунгли зовут»; оформление мини – зоопарка; театрализованные игры; праздники.

Третий блок – самостоятельная деятельность детей. В него входит: 1.Рассматривание тематических альбомов. 2.Создание листка-рекламы - все  картинки, в названии которых есть звук «А». 3.Игры в лого – уголке. « Что в мешочке?». « Нанизывание бус». Нарисуй букву на песке. 4.Изготовление коллажей, мозаик, цветных ковриков. 5.Словестно-печатные игры. « Финиш и старт». 6.Оформление фотовыставок « Животные - наши друзья». 7.Пальчиковые игры. « Вязание из шерсти пальчиками».

На наш взгляд, большие возможности в преодолении речевых нарушений у детей с системным недоразвитием речи заключены в  использовании в  работе логопеда комплексно – игрового метода обучения. Разработанная нами методика способствует: активизации и развитию высших психических функций; развитии сенсомоторной сферы; реабилитации нарушенной слоговой структуры и звуконаполняемости слов; коррекции фонематического слуха, развитии чувства ритма и рифмы; автоматизации исправленных звуков; компенсаторное развитие лексико-грамматических категорий; формирование навыков связной речи. Решение проблем развития личности дошкольников с нарушением интеллекта, формирование их навыков общения со взрослыми и сверстниками на логопедических занятиях с использованием комплексно-игрового метода позволяет успешнее решать задачи коррекции общего развития детей.

Динамика обучения показала, что данный подход  использования комплексно-игрового метода в построении занятий логопеда со старшими дошкольниками с нарушением интеллекта поможет решить задачу социальной адаптации детей. И преодолеть сложности личностного определения адекватного поведения в различных ситуациях.

 Библиографический список.

1.Л.С. Выгодский. Развитие высших психических функций. Москва АНП РСФСР 1960 г.

2.Е.А. Екжанова, Е.А Стребелева. Программа дошкольного образования учреждений компенсирующего вида для детей  с нарушением интеллекта. Москва 2003 г.

3.А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. Москва «Букмастер» 1993 г.

4.А.И. Максаков, Г.П. Тумакова. Учите, играя. Москва. Просвещение . 1983г.

5.З.А. Репина. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи. Екатеринбург. УГПУ .1996г.

6.Е.А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов. Москва.1999г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© logoped-defectolog

Бесплатный хостинг uCoz