ПрохороваОльга Борисовнаучитель-логопед учитель-дефектолог коррекционный педагогhttp://logoped-defectolog.narod2.ru |
ГБОУ начальная школа-детский сад № 1853 компенсирующего видаЛогопед-дефектологАдрес: город Зеленоград Телефон: 8-916-214-03-05 E-mail: prohorova-logo@yandex.ru |
|
Тема «Моя семья» Родителям рекомендуется: - поговорить с ребенком о семье (получить ответы на вопросы: С кем ты живешь? Сколько человек в твоей семье? Назови всех членов твоей семьи. Кто самый младший, кто самый старший в семье?) - предложить ребенку назвать фамилию, имя каждого члена семьи. Пальчиковая гимнастика: Этот пальчик – дедушка, Руку сжать в кулак, поочередно Этот пальчик – бабушка, загибать пальцы, начиная с большого. Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, А это – я! Вот и вся моя семья! Сжать руку в кулак несколько раз. Тема: «Мое тело» Родителям рекомендуется: - для формирования словаря по теме «Части тела» попросить ребенка показать и по возможности назвать каждую часть тела куклы. Показать эти же части тела у себя. - для формирования словаря по теме «Части лица» перед ребенком поставить зеркало и предложить показывать и называть части лица. Можно предложить ребенку сморщить нос, прищурить глаза, улыбнуться, нахмуриться. - посчитать какие части тела у человека по одному, по два. Пальчиковая гимнастика: Это глазки. Вот и вот. Показать сначала левый, потом правый глаз. Это ушки. Вот и вот. Берутся сначала за левое ухо, потом – за правое. Это нос. Это рот. Левой рукой показывать рот, правой – нос. Там спинка. Тут живот. Левую ладошку на спину, правую – на живот. Это ручки. Хлоп, хлоп. Руки вперед, похлопать. Это ножки. Топ, топ. Ладошки на бедра, потопать. Ой, устали. Вытрем лоб. Рукой проводят по лбу.
Тема: «Осень» Родителям рекомендуется: - рассказать ребенку о том, какое время года наступило. - обратить внимание на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь). - объяснить ребенку, почему человек меняет одежду в зависимости от времени года. При этом следует внимательно рассмотреть, ощупать осенние одежду, обувь и головные уборы. - во время прогулки полезно обратить внимание ребенка на то, как одеты люди осенью. - в качестве экскурсии посетить магазины, где продают одежду, обувь и головные уборы. Прочитать стихотворение и обсудить: Осень с листьями играет, листья с веток обрывает. Листья желтые летят прямо на руки ребят Желтые, красные листья по ветру вьются, летят. Тема: «Лес. Деревья» Родителям рекомендуется: - во время совместной прогулки в парке, лесу показать ребенку лиственные и хвойные деревья (березу, клен, липу, осину, рябину, дуб, ель, сосну) - научить различать лиственные и хвойные деревья. - показать плоды деревьев. - найти в природе листья разного цвета. - научить ребенка видеть в природе красивое, поговорить об этом Пальчиковая гимнастика: Дать ребенку колючий мяч или круглую щетку для волос. Катать мяч или щетку между ладонями У сосны, у пихты, елки Очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, Вас уколит можжевельник!
Тема: «Овощи» Родителям рекомендуется: - рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец. - объяснить, что все это можно назвать одним словом «овощи». - обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус. - по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет…). - совместно с ребенком приготовить любое блюдо из овощей. Пальчиковая гимнастика: Мы капусту рубим, рубим, Резкие движения прямыми кистями вверх-вниз Мы морковку трем, трем, Кулаком тереть по ладони Мы капусту солим, солим, Имитировать посыпание солью из щепотки Мы капусту жмем, жмем. Интенсивно сжимать и разжимать пальцы Тема: «Фрукты» Родителям рекомендуется: - рассмотреть с ребенком натуральные фрукты и объяснить, что все это можно назвать одним словом «фрукты». - обратить внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус. - по возможности показать и рассказать ребенку, где и как растут фрукты (в саду, на дереве, на кусте). - рассказать и показать ребенку, что можно приготовить из фруктов. Пальчиковая гимнастика: Я не бью баклуши – собираю груши, Руки над головой, сжимать и Яблоко сорву, друга позову. Разжимать пальцы Чищу я банан, Имитировать очищение банана Другу тоже дам. Вытянуть руку вперед Тема: «Перелетные птицы» Родителям рекомендуется: - познакомить ребенка с перелетными птицами: журавлем, гусем, лебедем, уткой. - рассмотреть на иллюстрациях их внешний вид, указав отличительные признаки. - объяснить, почему они называются перелетными, рассказать, куда и когда они улетают. - обратить внимание на тех птиц, которые остаются зимовать, на погоду, на ее изменения. Пальчиковая гимнастика: Птицы в небе тают, тают – Машем руками Птицы к югу улетают. Все растаяли вдали Ладонь «козырьком» ко лбу Аист, цапли, журавли. Загибать по очереди мизинец, безымянный, средний, пальцы Тема: «Домашние животные» Родителям рекомендуется: - показать ребенку (по возможности живых) домашних животных – кошку, собаку, корову, лошадь, свинью, овцу. - обсудить внешние признаки каждого, ответив на вопросы: почему не слышно, когда ходит кошка, для чего у лошади на ногах копыта, зачем корове рога и т.д. - поговорить о том, чем они питаются, какую пользу приносят людям, почему они называются домашними. Пальчиковая гимнастика: Кучерявая овечка Показать «кудряшки» на голове Переходит через речку. «Идем» пальчиками Щуря желтые глаза, ей навстречу шла коза. Показать «рога» - Не пущу тебя, овечка, Наклонить голову с «рогами» Не пройдешь ты через речку! Погрозить пальцем Лошадь мимо проходила и овечку пропустила. Руки развести в стороны
Тема: «Домашние животные» Родителям рекомендуется: - показать ребенку (по возможности живых) домашних животных – кошку, собаку, корову, лошадь, свинью, овцу. - обсудить внешние признаки каждого, ответив на вопросы: почему не слышно, когда ходит кошка, для чего у лошади на ногах копыта, зачем корове рога и т.д. - поговорить о том, чем они питаются, какую пользу приносят людям, почему они называются домашними. Пальчиковая гимнастика: Кучерявая овечка Показать «кудряшки» на голове Переходит через речку. «Идем» пальчиками Щуря желтые глаза, ей навстречу шла коза. Показать «рога» - Не пущу тебя, овечка, Наклонить голову с «рогами» Не пройдешь ты через речку! Погрозить пальцем Лошадь мимо проходила и овечку пропустила. Руки развести в стороны Тема: «Домашние птицы» Родителям рекомендуется: - рассмотреть с ребенком иллюстрации домашних птиц и их семьи. Объяснить ребенку, что эти птицы называются домашними, почему они так называются. - закрепить названия птиц и слова, обозначающие и определяющие их внешний вид и повадки. - уточнить, где они живут, чем питаются и какую пользу приносят (яйцо, перо, мясо), как за ними ухаживает человек. - по возможности рассмотреть этих птиц в природе. Пальчиковая гимнастика: Утка плещется в пруду Машем кистями от себя, пальцы выпрямлены У хозяйки на виду. Приставить руку «козырьком» ко лбу Быстро к берегу плывет Машем кистями, пальцы согнуты И с воды идет на взлет. Машем руками – «крыльями» Во дворе – ее соседка – Руки полукругом перед собой Это курочка-наседка Под крылом ее цыплята, Пальцы собраны в щепоть, поочередно «клюют Очень дружные ребята. корм»
Тема: «Дикие животные» Родителям рекомендуется: - рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов – зайца, белки, волка, медведя, ежа и лисы. - рассказать о том, где они живут, чем питаются; закрепить в словарном запасе ребенка названия зверей и детенышей. - в качестве экскурсии посетить зоопарк. Пальчиковая гимнастика: Зайка – ушки на макушке – Руки у висков – сделать « ушки» Скачет, скачет по опушке. Руки щепотью вниз у груди – «скачет» Шел за ним колючий ежик, Переплести пальцы и пошевелить Шел по травке без дорожек, А за ежиком – краса – Плавные движения руками перед собой Рыжехвостая лиса. Тема: «Поздняя осень» Родителям рекомендуется: - вспомнить с ребенком, какое сейчас время года. - обратить внимание ребенка на то, какие изменения произошли в живой и неживой природе. - сравнить природу ранней и поздней осени. - рассказать о том, что происходит с деревьями осенью, как звери и птицы готовятся к зиме. Прочитать стихотворение, обсудить. Осень Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, лужи у крыльца. Что ты рано, осень, в гости к нам пришла? Еще просит сердце света и тепла. (А. Плещеев) Тема: «Одежда» Родителям рекомендуется: - объяснить ребенку, почему в разные сезоны люди носят разную одежду, обувь, головные уборы. - совместно с ребенком внимательно рассмотреть одежду, обувь, головные уборы, которые носит каждый член семьи, и материал, из которого они сделаны; обратить внимание на его качество и рисунок: - закрепить названия деталей одежды (воротник, карманы и т.д.) Пальчиковая гимнастика: Маша варежку надела: «Ой, куда я пальчик дела? Сжать пальцы в кулак Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал» Все пальцы разжать, Кроме одного Маша варежку сняла: «Поглядите-ка, нашла! Разогнуть пальчик Ищешь, ищешь и найдешь, Сжимать-разжимать Здравствуй, пальчик, как живешь? пальцы Тема: «Обувь» Родителям рекомендуется: - рассказать ребенку о зимней одежде, головных убора и обуви, об их назначении. - обратить внимание на материал, из которого они изготовлены, качество, отличительные признаки в сравнении с летней и осенней одеждой и обувью. - в качестве экскурсии посетить магазины, где продают обувь и одежду. Логоритмическая игра «Ботинки»: Вот мои ботинки, По 2 раза топнуть каждой ногой. Не ботинки, а картинки. Четыре прыжка на месте. Чтобы в них гулять ходить, Идти по кругу. Бегать, прыгать и шалить. Бег на месте, 2 прыжка, потопать ногами. Тема: «Зима» Родителям рекомендуется: - побеседовать с ребенком о том, какое сейчас время года, при этом следует напомнить, какие изменения произошли в природе, что происходит с животными и растениями зимой, как звери в лесу переносят холод и голод, как ведут себя птицы зимой; - вспомнить названия зимующих птиц, зверей наших лесов, обратить внимание ребенка на характерные признаки зимы, что удобнее сделать во время прогулки в парке, и назвать зимнюю одежду. Возвратившись домой, провести беседу о веселом празднике, который отмечают зимой, о том, какие зимние забавы и развлечения ребенок знает. Пальчиковая гимнастика: Снег зимой летает, Опускаем руки ладонями вниз, шевелим пальцами Тихо отдыхает. Руки ладонями вниз разводим в стороны Я его жалею Одна ладонь накрывает другую – «лепим снежок» И в ладонях грею. Дуем на руки
Тема: «Новогодний праздник. Ёлка» Родителям рекомендуется: - побеседовать с ребенком о том, какой праздник скоро будет, что он обозначает; если в доме уже поставлена елка, рассмотреть ее и рассказать, какими игрушками украшают новогоднюю елку; - вместе с ребенком украсить новогоднюю елку. - Вопрос: Кто приносит детям подарки на Новый год? Пальчиковая гимнастика: К нам приедет Дед Мороз, Гладим подбородок – «поглаживаем бороду» Привезет подарков воз. Рисуем руками полукруг И конфеток два мешка – Обе руки перед собой ладонями вверх Для меня и для дружка. Показываем рукой на себя и показываем на друга Тема: «Головные уборы» Родителям рекомендуется: — напомнить ребенку о том, какое сейчас время года; обратить внимание на погоду (на улице холодно, идет снег, дует холодный ветер, может быть метель); — рассказать ребенку о зимней одежде, головных уборах и обуви, об их назначении; — обратить внимание на материал, из которого они изготовлены, качество, отличительные признаки в сравнении с летней или осенней одеждой и обувью; — во время прогулки вместе с ребенком понаблюдать за тем, как одеты люди зимой, и рассказать ему о том, что одежду можно не только покупать, но и шить в ателье, что позволит познакомить его с профессиями портнихи, швеи, закройщицы; — в качестве экскурсии желательно посетить магазины, где продают различные ткани, и ателье по пошиву одежды, головных уборов. Тема: «Зимующие птицы» Родителям рекомендуется: - пойти вместе с ребенком на прогулку в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за птицами, показать ребенку зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла, клеста. При этом следует обратить внимание ребенка на окраску птиц, объяснить, что эти птицы не улетают на зиму, а остаются зимовать; - рассказать, где они живут и чем питаются; - обратить внимание ребенка на то, какие птицы часто прилетают во двор. Желательно покормить птиц вместе с ребенком. Пальчиковая гимнастика: На дворе мороз и ветер, Не замерзнут ручки-крошки – На дворе гуляют дети, Мы похлопаем в ладошки. Ручки, ручки потирают, Вот как хлопать мы умеем, Ручки тихо согревают. Вот как ручки мы согреем Тема: «Дом и его части» Родителям рекомендуется: - во время совместной прогулки по городу рассмотреть с ребенком жилые дома, обратив внимание на то, что дома бывают разные: одноэтажные и многоэтажные, каменные и деревянные; - внимательно рассмотреть дом, в котором проживает ребенок, есть ли в доме лифт и для чего он нужен; - на иллюстрациях рассмотреть дома, которые построены в Крупных городах и в сельской местности; - совершить с ребенком «экскурсию» по своей квартире, обратив внимание на то, сколько каких в ней комнат (кухня, ванная комната, туалетная комната, прихожая, подсобные помещения), объяснив их назначение; Пальчиковая гимнастика: Подними ладошки выше И сложи над головой. Что же вышло? Вышла крыша. А под крышей мы с тобой. Тема: «Мебель» Родителям рекомендуется: — рассмотреть с ребенком домашнюю мебель, предназначенную для спальни, столовой, кухни; — назвать мебель и ее отдельные части (крышка, ножка, ручка, подлокотник, спинка, дверца), внешние признаки (цвет, форму), материал, из которого она изготовлена; — объяснить ребенку назначение мебели, различных ее видов; — вместе с ребенком сходить на экскурсию в мебельный магазин. Пальчиковая гимнастика: Стул Левая ладонь вертикально вверх. Ножки, спинка и сиденье. к нижней части приставляется Вот вам стул на удивленье. кулачок (большим пальцем к себе).
У стола четыре ножки, Левая рука в кулачок. Тема: «Посуда» Родителям рекомендуется: - рассмотреть с ребенком посуду и назвать ее; - объяснить предназначение каждого предмета посуды; - закрепить в речи обобщающее понятие «посуда»; - формировать в речи глагольный словарь «буду есть, «буду пить», «буду мыть», «буду варить», «буду жарить». Вот тарелка для …(имя ребенка) Рисовать перед собой круг. Желтые колечки - Рисовать круги на ладони. Для котлеты, для пюре, Загибать пальчики Для блинов и гречки. Тема: «Продукты» Родителям рекомендуется: - познакомить с различными видами продуктов (салат, молоко, щи, борщ, макароны, картофель, сыр, печенье и т.д.); - провести беседу, что нужно есть разные продукты, чтобы вырасти здоровыми и сильными; - в магазине обращать внимание ребенка на разные виды продуктов. Называть их. По возможности просить ребенка называть продукты. Чистоговорки: Ды – ды – ды Я хочу воды. Ва – ва – ва Вкусная халва. Ка – ка – ка Дайте молока. Бы – бы – бы Мы едим бобы. Тема: «Зимние забавы» Родителям рекомендуется: — спросить у ребенка, какое сейчас время года, в какие игры дети любят играть зимой, что им нужно для зимних игр; — в качестве экскурсии сходить с ребенком на зимний стадион, где следует обратить его внимание на то, какими видами спорта занимаются дети. Логопедическая ритмика: Выполнять движения по тексту На дворе мороз и ветер, на дворе гуляют дети. Ручки, ручки согревают, ручки, ручки потирают. Чтоб не зябли наши ножки, мы потопаем немножко: тот-топ-топ. Нам мороз не страшен, вот как мы теперь попляшем. Тема: «День защитника Отечества» Родителям рекомендуется: — рассказать ребенку о том, что это за праздник, кто такие защитники Отечества; — вместе с ребенком рассмотреть помещенные в газетах и журналах фотографии, имеющие отношение к Армии; — воспитывать уважение и любовь к Российской армии; — познакомить ребенка с родами войск, военной техникой, военными профессиями (по картинкам и иллюстрациям). Прочитать стихотворение и обсудить: Февраль Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко. Змейкой мчится по земле легкая поземка. Поднимаясь, мчатся вдаль самолетов звенья — Это празднует февраль Армии рожденье. (С. Маршак) Тема: «Мамин праздник» Родителям рекомендуется: — побеседовать с ребенком о празднике 8-е Марта, спросить, что это за праздник, кого поздравляют в этот день; — по возможности научить ребенка словам поздравления, который он должен будет сказать в этот день маме, бабушке, воспитательнице и другим женщинам; — побеседовать с ребенком о женских профессиях (врача, портнихи, учительницы, повара, продавца, парикмахера). Пальчиковая гимнастика: Мне сегодня просыпаться, Пальцы, сжатые в щепоть, раскрыть Подметать и улыбаться, Ладони сложены, кистями рук «подметаем» Чашки мыть совсем не лень – «Моем» ручки друг об друга Потому, что мамин день! Тема: «Детский сад. Профессии в детском саду» Родителям рекомендуется: — назвать помещения детского сада: групповая комната, умывальная комната, спальня, раздевалка, кабинет логопеда, дефектолога, физкультурный и музыкальный залы, при этом объяснить назначение каждой комнаты; - назвать сотрудников детского сада: воспитатель, няня, медицинская сестра, логопед, дефектолог, заведующая, музыкальный руководитель, педагог по физкультуре; — побеседовать с ребенком о правилах поведения в детском саду; — повторить имена и отчества сотрудников детского сада, учить вежливому обращению ко взрослым. Прочитать стихотворение: Мы приходим в детский сад — там игрушки стоят. Паровоз, пароход дожидаются ребят. Тема: «Весна» Родителям рекомендуется: — поговорить с ребенком о том, какое время года наступило; — во время прогулки в парке обратить внимание на изменения, происходящие в живой и неживой природе ранней весной; — назвать весенние месяцы, обратить внимание на первый весенний месяц — март; — понаблюдать за тем, как изменилась погода: стало теплее или холоднее, день стал длиннее или короче. Пальчиковая гимнастика: Соединяем пальцы в колечки Тает снег, уходит лед, И на речке – ледоход. Скоро к нам придет апрель – С крыш опять пойдет капель. Тема: «Профессии» Родителям рекомендуется: — побеседовать с ребенком о том, что на свете есть очень много профессий, спросить его, какие профессии он знает, кем бы он хотел стать, когда вырастет; — спросить у ребенка, что делают люди разных профессий, какую работу они выполняют, какие инструменты и орудия труда им для этого нужны; — рассказать ребенку о своей профессии, о том, где и кем вы работаете, что делаете, какую пользу приносит ваша работа людям; — если есть возможность, отведите ребенка на место вашей работы. Пальчиковая гимнастика: Каменщик из кирпичей стену строит. Дом ничей. Я – маляр, я стены крашу, Кладем правую руку на левую, левую на правую Потолок и кухню вашу. Кистью руки водим вверх-вниз,влево-вправо Я – электрик. Свет включу, «Включаем» свет, нажимая выключатель Только лампочку вкручу. Вращательные движения кистью руки Приходите в новый дом и живите долго в нем! Руки в стороны Тема: «Транспорт» Родителям рекомендуется: — понаблюдать с ребенком на улице за движением различного транспорта; закрепить названия видов транспорта; — спросить у ребенка, какие виды транспорта он знает, какой транспорт относится к наземному, подземному, железнодорожному, воздушному, водному; — вспомнить, люди каких профессий работают на различных видах транспорта; — провести с ребенком беседу о правилах уличного движения. Прочитать стихотворение и провести игру: Красный – он один такой: не иди, а просто стой! Желтый - все еще стоим и внимательно следим. А зеленый подмигнет – и свободен переход!
Тема: «Профессии на транспорте» Родителям рекомендуется: — продолжать закреплять какой транспорт относится к наземному, подземному, железнодорожному, воздушному, водному; — побеседовать о профессиях людей, которые работают на различных видах транспорта: пилот, шофер(водитель), машинист, таксист, капитан. Прочитать стихотворение и провести игру: Красный – он один такой: не иди, а просто стой! Желтый - все еще стоим и внимательно следим. А зеленый подмигнет – и свободен переход!
Тема: «Наш город» Родителям рекомендуется: — вспомнить с ребенком, как называется город, в котором он живет; — обратить внимание, почему так назван город, чем он знаменит, рассказать о наиболее важных событиях, произошедших в городе, какие достопримечательности в нем есть; — рассмотреть иллюстрации, открытки и фотографии с изображением своего города; — вспомнить, какой транспорт можно увидеть на улицах города; — повторить с ребенком домашний адрес, адрес детского сада, вспомнить, на каком транспорте вы едете в детский сад; — напомнить о необходимости соблюдения правил дорожного движения. Пальчиковая гимнастика: Собранье улиц, площадей, Машин, автобусов, людей, Многоэтажные дома Стоят, как книжные тома. Но все же любим город мы Самомассаж подушек пальцев. Один палец За то, что с лета до зимы на одну строку. Встречаем радостно друзей, А с ними можно и в музей, И в цирк по йти, и на каток И погулять в любой денек!
Тема: «Перелетные птицы» Родителям рекомендуется: — вспомнить с ребенком названия перелетных птиц, которые прилетают к нам весной (их названия, внешний вид и отличительные признаки; — обратить внимание на сезонные изменения в живой и неживой природе; — рассказать ребенку о том, какую пользу приносят перелетные птицы; — учить бережному отношению к живой природе; — по возможности вместе с ребенком изготовить скворечник и установить его в парке; — по возможности понаблюдать за жизнью перелетных птиц весной во время прогулки в парке. Пальчиковая гимнастика: Как снега растают – Руки ладонями вниз разводим в стороны Птицы прилетают, Машем руками, как крыльями. Гнёзда вьют из веток Соединить руки ладонями вверх, пальцы полусогнуты Для птенцов, для деток. Пальцы переплетены, сгибаем-разгибаем пальцы
Тема: « Игрушки» Родителям рекомендуется: — рассказать детям о русских народных игрушках, рассмотреть их на иллюстрациях и в натуральном виде; — рассмотреть материал, из которого сделаны игрушки — глина, дерево, керамика, резина; — рассмотреть цвет, форму, величину, части игрушек, рассказать, как в них играют. Пальчиковая гимнастика: Я с игрушками играю: Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы Мячик я тебе бросаю, Руки вперед – «бросаем» мяч Пирамидку собираю, Ладони поочередно кладем друг на друга Грузовик везде катаю. Пальцы полусогнуты, двигаем рукой перед собой
Тема: «День Победы» Родителям рекомендуется: — рассказать ребенку о том, какой праздник отмечают в нашей стране 9 мая и почему он называется «День Победы»; — рассказать о героях Великой Отечественной войны, рассмотреть иллюстрации в книгах; — вспомнить, кто из членов вашей семьи принимал участие в Великой Отечественной войне, показать ребенку фотографии родственников; — воспитывать у ребенка уважение к героям войны. Пальчиковая гимнастика «Труд людей весной»: В огороде у меня пугало стояло. Пальцы раскрыты, покачиваем ладонь «Не ушли ли?» - каждый день Правая ладонь, как птица, порхает вокруг Птица проверяла. левой. И мечтала: «Вот уйдет – все бы Пальцы вместе – «клюют». поклевала». Так что пугало не зря Левая рука «пугало», правая рука – День и ночь стояло. … Продолжение » |
© logoped-defectolog |